Меню сайта

Статьи для родителей

Детский сад. Адаптация.

Период адаптации, длительность которого варьируется от недели до полугода. В среднем на привыкание к новой жизни ребенку требуется 1,5 месяца.

ВОЗРАСТ. Выбрать оптимальный возраст для детского сада практически невозможно, в каждом периоде есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, существует некоторые закономерности детского развития, которые можно и нужно использовать для того, чтобы облегчить малышу процесс адаптации.

1,5-2 года. Чем младше ребенок, тем легче он ко всему привыкает. Но зачем приучать малыша обходиться без мамы в том  возрасте, когда он особенно в ней нуждается? До 2 лет родители и родственники вполне способны обеспечить чаду необходимое для социализации общество.
В психологии есть такое понятие, как “сепарационная тревога” — то есть беспокойство, возникающее у малыша в период разлуки с матерью. В этом состоянии у ребенка снижается познавательная активность, ухудшаются аппетит и сон, а иногда даже незначительно повышается температура. Практически все дети, которых отдают в ясли, переживают нечто подобное. Конечно, острый период довольно быстро проходит. Но это вовсе не означает, что малышу нравится случившиеся в его жизни изменения. На самом деле ребенок просто обреченно  смиряется с новыми условиями, так как другого выхода у него нет. Именно поэтому отправлять малыша в ясли нужно только в том случае, если мама действительно вынуждена выйти на работу.

3-4 года. Малыш уже чувствует себя вполне самостоятельным — казалось бы. Детсад может стать отличным местом для самореализации. Но не стоит забывать о том, что именно сейчас ребенок вступает в период «кризиса трехлетия». И именно сейчас у родителей есть возможность наладить с ребенком нормальные отношения. Для этого очень важно соблюдать разумный баланс между садовской и домашней реальностями — не оставлять чадо допоздна и уделять максимальное количество времени общению и совместным играм.

3-4 года. В этом возрасте ребенок уже действительно умеет играть вместе, а не рядом с ровесниками. Кроме того, малыш способен понять и принять тот факт, что маме с папой необходимо ежедневно ходить на работу. Иными словами, карапуз вполне готов к регулярным визитам в детский сад, и поэтому привыкание к новой – самостоятельной жизни, скорее всего, пройдет более или менее гладко. Тем не менее, в этом возрасте активная социализация имеет и оборотную сторону: ребенок как губка впитывает манеры и привычки окружающих его детей. Обычно малыш приносит в дом не самые красивые слова и жесты и в ответ на замечания родителей весьма агрессивно отстаивают свои новые «приобретения» или «навыки». Для того чтобы наследник не превратился в многоликого Януса и остался самим собой. Вам придется вести с ним ежедневные беседы на тему «Почему Димке можно, а мне нельзя?»

ПОСЛЕ 4 ЛЕТ. Оказавшись в коллективе после нескольких лет «затворничества», ребенок порой ведет себя так же, как маленький барчук. «Где мой бутерброд с шоколадной пастой?» — холодно осведомляется он у нянечки. «Почему не включат мультик после завтрака?»- упрекает воспитательницу. «Кто эти дети, хватающие мои игрушки?» — в ужасе спрашивает он у родителей. Избежать подобных проблем совсем не сложно: за год — полгода запишите малыша на развивающие занятия или любые другие мероприятия, требующие соблюдения дисциплины и общения с другими детьми.

Пять родительских ошибок, затрудняющих адаптацию

  1. Обращение к рыдающему ребенку: «Ну,  пожалуйста, можно я пойду на работу?» Это в корне неправильное поведение. Ведь даже если малыш ответит на вашу просьбу запретом, вы все равно уйдете. Не стоит давать ложные надежды: ситуация «ты — в сад, я — на работу» должна быть обговорена раз и навсегда.
  2. Посещение детского сада в зависимости от настроения ребенка. Раскусив вашу стратегию, малыш начнет сознательно капризничать и в результате вообще перестанет ходить в сад.
  3. Таинственные исчезновения. Когда родители уходят, не попрощавшись. Ребенок чувствует себя абсолютно потерянным: получается, что поведение мамы  непредсказуемо, и она может исчезнуть в любой момент.
  4. Долгие прощания. 10-15 минут объятия и поцелуи создают у малыша иллюзию, что он может оставить вас рядом на целый день.
  5. Угрозы. Если малыш капризничает, не пугайте его тем, что придете слишком поздно или вообще оставите его в садике до завтра. Таким образом вы внушаете ребенку, что посещение детского сада есть ни что иное, как наказание за плохое поведение.

Навыки самообслуживания

У малыша, который умеет одеваться, есть  ложкой и ходить на горшок, шансы на успешную адаптацию значительно выше, чем у не подготовленного ровесника. Дело в том, что все эти нехитрые умения позволяют ребенку держать ситуацию под контролем и не чувствовать себя беспомощным.
Довольно часто процесс адаптации затрудняют сами родители: своими советами они создают у малыша искаженные представления о том,  что и как следует делать в саду.
Как правило, в первые дни ребенок воспринимает сад благосклонно: он с удовольствием играет с общими игрушками,  с интересом пробует предлагаемую еду.  Но впоследствии эйфория проходит, и малыш понимает,  что он приходит сюда не просто в гости. И начинаются слезы. Даже когда проходит критический период, ребенок не получает от посещения сада никаких положительных эмоций. Весь день его занят исключительно ожиданием родителей.
Папа с мамой убеждают малыша в том, что садик – это место, где можно весело играть с ребятами. Но вот про занятия, на которых полагается быть усидчивым и серьезным, взрослые почему-то забывают.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Объясните ребенку, что «уроки» — это не прихоть занудных воспитателей, а действительно неотъемлемая и весьма полезная часть детсадовской жизни.

  1. Помогайте малышу сориентироваться в расписании и накануне вечером обсуждайте с ним завтрашние занятия. Просите его показывать вам получившиеся рисунки и аппликации.
  2. Даже если у него что-то не получилось, обязательно  подбадривайте его и при необходимости занимайтесь с ним дома. Как только у ребенка будут получаться задания, он будет  значительно лояльнее относиться к занятиям.
  3. Обратите внимание на работы других детей. Ему тоже захочется, чтобы его работы всем нравились.

Бывает, что ребенок приходит в сад со «своим режимом». Поздно встает, как следствие — в тихий час не может уснуть. Опаздывает на занятия и не может сразу включиться в работу. Нужно собрать игрушки и одеваться на прогулку, а он еще не наигрался. Причины кроются в шапочном знакомстве родителей с режимом дня, непоследовательность в воспитании, отсутствие у ребенка представлений о правилах поведения в детском саду.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Максимально  приблизить домашний распорядок к садовскому режиму. Ваша непреклонность поможет ребенку привыкнуть к новому ритму и начать адекватно реагировать на просьбы воспитателей. Подробно опишите и максимально честно опишите малышу садовскую жизнь. Убедитесь, что ребенок понимает значение новых выражений,- таких как «тихий час», «построились», «встали парами» и т.д.
Родители внушают ребенку, что ему необходимо ежедневно посещать детский сад, но вот зачем это нужно делать, не объясняют. В результате у малыша возникает очень неприятное ощущение, он мешает родителям, у них есть более важное, нежели он. Малышу очень обидно.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Постарайтесь приложить все усилия к тому, чтобы ребенок воспринимал посещение детского сада, как важное и нужное  для него самого.

  1. Объясните ребенку, что, соглашаясь оставаться в саду, он помогает родителям зарабатывать деньги, без которых не получиться ни поесть, ни одеться. Ни по телефону поговорить.
  2. Придумайте ритуал прощания, способный успокоить и развеселить ребенка. Нехитрый набор однообразных действий станет для малыша своеобразной гарантией того, что день пройдет хорошо.
  3. Воспринимайте утренний плач ребенка при прощании не как сигнал  SOS, а как форму выражения сожаления из-за предстоящей разлуки. Спокойно скажите ребенку, что обязательно вернетесь, как только сможете, и сразу же уходите! При твердом следовании этой стратегии утренние протесты довольно быстро сойдут на нет.
  4. Не допускайте и не просите, чтобы воспитатель «отдирал» от вас ребенка. Если  малыш вцепился в вас мертвой хваткой, погладьте его по спинке, поцелуйте и сами передайте педагогу. Таким образом, вы дадите понять ребенку, что держите ситуацию под контролем и вполне доверяете его чужому человеку.
  5. Увеличиваете время пребывания в детском саду постепенно: начните с 1,5-2 часов и за две недели доведите его до 5-6 часов. Старайтесь, чтобы малыш не оставался  в группе последним.

Адаптация к детскому саду происходит не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Настройтесь на то, что в первое время ребенок может часто болеть. Не драматизируйте ситуацию, увидев, что малыш «опять весь в соплях!». Но и в сад чихающего ребенка вести, конечно, не нужно. Просто запаситесь терпением: обычно череда «болячек» заканчивается через 2-3 месяца, так что ждать придется не очень долго.

Шахова М. В.

Copyright © 2024 ГБДОУ детский сад №38 Московского района Санкт-Петербурга